Получение и вручение подарков среди коллег и партнеров может поставить в неловкую ситуацию обе стороны, если не учитывать некоторые особенности…
Не существует никаких сомнений, что обмен подарками играет важную роль в деловых отношениях. Деловой ужин с поставщиком, например, может направить ваши отношения в нужное русло, а ручка с названием Вашей фирмы вовремя напомнит о Вас клиенту.
Порой, однако, грань между тем, что представляет собой подарок, а что есть взятка, может быть нечеткой, и получение подарков может сделать организацию уязвимой для обвинений в неэтичном или даже противоправном поведении.
Когда подарок это не просто подарок? Для начала решим, что подразумевает под собой вручение подарка: стимул для достижения определенного результата в отношениях или это просто знак благодарности?Само собой разумеется, что если цель заключается в ожидании " благоприятного " результата в каком-то деле в обмен на подарок то, вероятно, это не подарок.
Какие факторы необходимо учитывать, чтобы момент вручения/получения подарка не смутил Вас:
- Культурные соображения. Например, в Азии или в средневосточных странах, обмениваясь подарками, используют обе руки или только правую. В Японии или Гон-Конге используют только обе руки. Во всех этих странах не приветствуются подарки, подаренные на первой встрече. Или другой пример, в Беларусии бизнес презенты почти всегда подразумевают под собой коррупционный момент, поэтому от них лучше отказаться при первом знакомстве.
- Законодательство. Дарить подарки или оказывать знаки гостеприимства определенным лицам, например государственным должностным лицам, часто вызывает подозрения или может быть воспринято как взяточничество. Тем не менее, определение того, что представляет собой публичное должностное лицо может отличаться во многих странах. Более того, бывает трудно определить, является ли получатель работником государственного предприятия или членом правительства, который также работает в государственной компании.
- Кто является получателем. Что представляет собой " щедрый " подарок достаточно трудно оценить. Один и тот же знак внимания в виде подарка может казаться незначительным для старшего менеджера и значительно более ценным для младшего сотрудника в Вашей организации.
- Взаимность. Т.е. необходимо ответить на вопрос : если я приму предложение , в состоянии ли я предложить эквивалент стоимости взамен? Например: " Если мой поставщик предлагает мне билеты в театр, я бы смог ответить взаимностью? " Если ответ "нет", то это может рассматриваться как попытка купить вашу благосклонность. Такой подарок желательно не принимать.
- Четкая политика. Правила предоставления и получения подарков должны быть четко прописаны в договоре сотрудника. Иногда компания берет на себя право распоряжения дорогими или ценными подарками и может пожертвовать на благотворительный фонд или оставить в фонде компании. Или даже подарки с высокой ценностью могут быть проданы с аукциона в конце года, чтобы собрать средства в пользу благотворительного фонда или на нужды компании.
Многие компании принимают политику, запрещающую получение и вручение подарков на рабочем месте. Тем не менее, это не всегда самый практичный подход, и может ставить сотрудников в неловкую ситуацию, вынужденных отказываться публично от подарков или других знаков гостеприимства.
Это особенно актуально для сотрудников международных компаний, работающих в странах, где подарки являются важной культурной традицией и играют значительную роль в построении деловых отношений (например, вручение красных конвертов на китайский новый год). В некоторых компаниях подарки не запрещаются полностью, однако на стоимость предоставленных или полученных подарков устанавливаются лимиты. Дополнительная политика может быть введена в действие, когда дело касается государственных должностных лиц.
Однозначно, что вовремя сделанный подарок может повысить лояльность клиента или рабочий дух в коллективе. Выбирая бизнес-подарок, убедитесь, что внутренняя политика Вашей компании или компании получателя, также как и закон и местная культура не противоречат Вашему благородному желанию. Это избавит обе стороны от конфуза в такой щепетильной ситуации.